Откатные ворота своими руками – фото, схемы, чертежи

Виды и принцип работы

Все разновидности откатных ворот функционируют благодаря роликовым каретками и специальному направляющему рельсу. Механизм обеспечивает не только подвижность полотна, но и передачу нагрузки на несущие балки и опоры. По типу конструкции ворота бывают подвесные, с опиранием на наземный рельс и консольные, то есть с системой крепления на одном из концов.

Подвесные

Такие ворота чаще используют на промышленных предприятиях. Полотно с роликами подвешивают на горизонтальную балку, опирающуюся в трех точках. При движении ворота сдвигаются в сторону как шторы. Все нагрузки воспринимаются несущей конструкцией, которая должна быть достаточно мощной и устойчивой.

Преимущества подвесных ворот — высокий ресурс работоспособности, небольшое пространство для отката. Недостаток — верхний рельс строго ограничивает габариты транспорта, что заставляет ставить высокие столбы. В загородном строительстве такие системы не очень популярны, поскольку требуют достаточно больших затрат материалов и труда.

Но если входная зона оборудована навесом, необязательно делать новые опоры. Можно использовать готовые стойки, а верхнюю балку сконструировать разборной. Тогда для проезда грузовика достаточно снять съемную часть, а затем поставить ее на место.

С опорой на нижний рельс

Эта конструкция проста и надежна. Полотно на роликах перемещается по направляющей, установленной в уровне дороги. Нет несущих балок, вся нагрузка передается на наземный рельс и боковые опоры. Наверху столба закреплен дополнительный ролик для удержания ворот при движении.

Для хорошего скольжения и бесперебойной работы механизма нужно тщательно очищать въезд от снега, льда, мусора, наносимого ветром или колесами автомобилей. Просвет дороги в условиях частной застройки не всегда возможно поддерживать в идеальном состоянии, поэтому откатные ворота с нижним рельсом устанавливают в районах с малоснежной зимой.

Консольные

Конструкции этого типа сложнее в изготовлении, чем другие, но не имеют таких недостатков, как ограничения по высоте или контакт с наземным рельсом. Роликовый механизм и удерживающая его опора расположены сбоку проема и закреплены на отдельном фундаменте. Консольная балка с приваренным к ней полотном движется по роликам. На ответном столбе находятся ловители. От раскачивания ворот удерживает верхнее направляющее устройство.

Чаще всего несущая балка крепится чаще внизу, но бывают разновидности с консолью сверху или посередине. Такое решение удобно, если электропривод зимой часто заметает снегом. Приподняв его над землей, можно избавится от этой проблемы.

По степени механизации

Выделяют два основных вида: механические и с автоматическим приводом.

Механические (ручной откат)

Открываются вручную, и на это тратится много времени. При необходимости такие ворота можно сделать самому.

Ворота и забор из металлопрофиля

Есть у этой конструкции плюс ‒ ворота будут работать даже при отсутствии электричества.

Автоматические (с электроприводом)

Движение створок осуществляется за счет работы электромеханизма. Управление выполняется дистанционно с помощью специальной панели, пульта.

Любые механические ворота получится автоматизировать. Но для этого необходимо на этапе строительства забора предусмотреть расположение электрической проводки.

Забор из жёлтого и красного кирпича с раздвижными воротами

Не рекомендуется ставить на участках, где есть перебои с подачей электроэнергии.

Плюсы и минусы откатных ворот

Главное преимущество — удобство применения. Достаточно широкие ворота можно открыть без затруднений. Нет необходимости в обустройстве большой подъездной площадки, поскольку полотно сдвигается вбок.

Даже при сильном ветре отсутствует риск самопроизвольного закрывания и повреждения автомобиля. К тому же конструкция легко оборудуется электрическим приводом. Не выходя из машины, можно открыть ворота и заехать на участок.

Отдельно о преимуществах консольных откатных ворот:

  • не имеют ограничений по высоте;
  • внизу остается небольшой просвет, поэтому снег, лед или налетевший песок не затрудняют их работу;
  • высокое сопротивление ветровым нагрузкам.

Ролики, обеспечивающие движение полотна, находятся внутри балки, что защищает механизм от внешних воздействий, а также позволяет пользоваться воротами без лишних усилий.

Недостатки ворот-консолей:

  • сложность изготовления;
  • длина бокового пространства для отката не менее 1,4-1,5 ширины проема.

Если нет возможности обеспечить необходимый откат, консольным воротам некуда сдвигаться. Установить их на коротком участке не удастся.

Чертежи и расчеты

Главное условие долгой и надежной работы ворот — соответствие системе крепления, действующим нагрузкам и соблюдение технологии монтажа. Чтобы составить чертеж, производят замеры. Само полотно обычно изготавливают по ширине проема плюс несколько см на боковые притворы. Высота определяется индивидуально с учетом размеров ограждения и материала, которым предстоит обшивать каркас. Обычно она составляет 1,9-2,2 м.

При расчете консольных ворот нужно учитывать, что они состоят из рабочей части, которая перекрывает проем, и технической. Их общая длина должна быть больше ширины проема на 40-50%. При такой пропорции обеспечивается прочное крепление и правильная работа всех элементов конструкции.

Каркас для обшивки компонуется из усиленного контура, промежуточных стоек, раскосов и перемычек. Их размеры просто рассчитать по правилам геометрии или по чертежу, если он составлен в масштабе. По результатам заполняют таблицу (спецификацию), где указывают количество материалов и комплектующих.Теперь можно приступать к закупкам.

Примерно так должен выглядеть чертеж откатных ворот специалиста

Все элементы конструкции — опоры, фундаменты, каркас полотна, ролики, держатели, закладные и т.д.— работают совместно. Поэтому самостоятельно рассчитать и подобрать характеристики довольно сложно. Оптимально будет воспользоваться готовыми решениями, представленными в альбомах производителей или помощью онлайн калькуляторов.

Преимущества консольных ворот

Неудивительно, что многие люди ищут чертежи и схемы для того чтобы сделать откатные ворота своими руками, ведь эти конструкции имеют массу преимуществ.

  1. Данная конструкция лишена отворяющихся створок, а значит экономит полезную площадь территории. Кроме того, при случайном открытии ворот, риск повреждения автотранспорта, стоящего перед ними, отсутствует.
  2. Проезд не ограничен по высоте.
  3. Обильные снегопады не влияют на функционал консольных конструкций, поскольку полотно висит на расстоянии примерно в 10 см над поверхностью грунта.
  4. Все элементы, отвечающие за работу конструкции, расположены внутри балки. Это защищает их от влияния погодных факторов. Заставить ворота работать по силам даже ребенку, благодаря современному устройству и низкому трению.
  5. Солидный фундамент и продуманная система удержания створки в вертикальном положении делают ворота устойчивыми по отношению к сильным ветровым нагрузкам.
  6. Консольные ворота легко оборудуются автоматикой и прочими элементами безопасности.

Какие и любые другие ворота, консольные тоже имеют недостатки, но их не так много.

  1. Наличие сложной конструкции, из-за чего установка вызывает определённые трудности.
  2. Монтаж требует наличие свободного участка ограждения в 1,5 раза превышающего величину проезда, что не всегда достижимо.

Расчет конструкции

Основным этапом установки ворот, который проделывается перед закупкой материалов, является проведение расчетов. Вам придется:

  • определить, какая высота и ширина вам необходима;
  • рассчитать противовесы;
  • провести оценку массы всей конструкции;
  • составить проект.

А с остальными предлагаем подробно разобраться.

Устанавливаем противовес

Противовес, позволяет уравновесить створку в процессе ее движения. Благодаря противовесу, нагрузка которая возлагается на каретки начинает становиться равномерной. Это обеспечивает нормальное функционирование ворот и позволяет избежать поломок механизма в будущем. Расчет коснтрукции (Рекомендуемые параметры)

Но, что делать, если места для передвижения створки мало? В этом случае нужно выбирать противовес с длиной на сорок процентов меньше, чем ширина створки.

Вычисляем вес

Когда принято решение, установить раздвижные ворота на роликах своими руками, вес будущей конструкции можно вычислить исходя из приобретенных материалов.
Например, если облицовочный материал будет профнастилом, то его вес составляет четыре килограмма на один квадратный метр, а каркас из стали толщиной в два миллиметра, на один квадратный метр будет весить семнадцать килограмм.
Отталкиваясь от таких данных ворота длиной четыре метра, и шириной два метра будут весить около двухсот килограмм.

Чертеж
Чертеж

Если у вас будут именно такие показатели, то достаточно остановиться на балке с толщиной от трех с половиной миллиметров, но лучше толщину выбирать с запасом, чтобы быть уверенным в прочности.

Определяем прочность вспомогательных частей

Когда делаются откатные ворота своими руками пошаговая инструкция дает понять, что в конструкции должны присутствовать улавливатели, ролики и специальная поддерживающая шина. Данные компоненты важно правильно подобрать.  Комплектующие для ворот

Пример, как выбирать подобные части:

  1. Ветровая нагрузка. В качестве примера возьмем обычную ветровую нагрузку, которая составляет около двенадцати метров в секунду и приравнивается к 90 килограммам на один квадратный метр.
  2. Прочность фурнитуры. Важно, чтобы фурнитура могла выдерживать большую массу чем полученное число веса. Например, если вес конструкции составляет сто килограмм на метр, учитывая боковую нагрузку ветра на все ворота, вес будет около 800 кг, для этого необходимо брать элементы, которые выдерживают 150 килограмм нагрузки на одну часть.

Правильно рассчитав все вышеперечисленные критерии, вы сможете приобрести и подобрать нужные средства и материалы. Установив раздвижные ворота своими руками, вы будете уверены, что они прослужат вам длительный период.

Когда можно устанавливать откатные ворота?

Для установки откатных ворот своими руками порой недостаточно бюджета, наличия пошаговой инструкции и огромного желания. Ведь в основном успех монтажа зависит от возможностей участка.

  • Пространство вдоль заграждений, куда будет отъезжать створка, должно быть свободно не менее чем на 1,5 ширины проезда. Это обязательное условие, поскольку этот участок по плану вмещает не только полотно, закрывающее проем, но и технологическую часть, длина которой составляет 50 % от ширины проема (не меньше). Именно эта величина позволяет лучшим образом распределить нагрузку от ворот на консольный блок.
  • Сдвижная конструкция перемещается по прямой линии, следовательно, и свободное пространство вдоль забора должен быть прямым.
  • На участке, где будут располагаться ворота, рельеф должен быть ровным, любые огрехи, способные помешать свободному движению полотна недопустимы.
  • Калитки лучше располагать с противоположной стороны от пути движения ворот. Иногда владельцы участков просят установку откатных ворот со встроенными калитками либо возводят такую конструкцию своими руками. Данный вариант крайне неудобен для детей и пожилых людей за счет наличия высоких порогов.
  • Зачастую владельцы планируют использовать ворота в качестве калитки. Подразумевается, что створка будет отъезжать на специально заданное расстояние, удобное для человека. Делать этого не стоит по одной простой причине: любой механизм рассчитан на определенную частоту использования. И если задействовать его чаще, то это негативно скажется на ресурсе.
  • Если заезд на участок осуществляется со стороны узкого переулка, то для облегчения маневрирования необходимо увеличить проем конструкции, а вместе с ним и размер полотна.

Инструменты и оборудование

Для изготовления и монтажа откатных ворот необходимы:

  • сварочный аппарат, лучше запастись инверторным, он не портит металл и обеспечивает качественный шов на месте сварки;
  • болгарка с дисками разных размеров для нарезания заготовок из металла;
  • воздушный компрессор для равномерного окрашивания ворот (за неимением подойдет и обычный валик);
  • молоток, плоскогубцы, дрель, рулетка, строительный уровень, клепатель.

Как высчитать оптимальную ширину проема?

При составлении проекта по установке откатных ворот своими руками необходимо ответить на самый главный вопрос: как высчитать ширину проема? В данном контексте под шириной ворот будет подразумеваться ширина створки, т.е. свободное пространство между силовыми элементами при полностью открытых воротах. Чтобы ответить на этот вопрос нужно выяснить пару моментов.

  1. Какие автомобили будут въезжать через эти ворота?
  2. Под каким углом будет въезжать транспорт (особенно грузовой)?

Исходя из практики, откатные ворота должны иметь такую ширину, чтобы при их пересечении, между опорными столбами и зеркалами с каждой стороны сохранялся зазор не менее 30-50 см.

Угол въезда грузовых машин составляет 45 градусов по отношению к линии ворот. Т.е. для того, чтобы на участок проехал КамАЗ шириной 2,9 метра под углом 45 градусов без учета зазора, то получается, что ширина проема должна составлять 4,1 метра. Однако равняться на эти данные нельзя. Во-первых, потому что не учитывался зазор, а, во-вторых, случается, что проезжающая через ворота машина может по той или иной причине качнуться или соскользнуть в сторону из-за наледи и т.д. Учитывая все это, специалисты рекомендуют изготавливать самодельные откатные ворота с шириной проема не менее 4,5 метра (в идеале 5 метров).

Все вышеописанное касалось ширины проема конструкции. Если говорить о ширине створки, то она должна быть на 20 см больше. Если пренебречь данным условием, то при закрытых воротах будет видна щель. В случае, когда готовое полотно одинаковой ширины с проемом, можно попробовать исправить ситуацию, сместив воротные столбы чуть ближе друг к другу, чем планировалось изначально. Ширина проема уменьшится на 15-20 см, зато не появится щель.

Какой высоты должны быть ворота?

Многие решат, что этот момент не заслуживает пристального внимания и обсуждения. Ведь в некоторых видео, да и в инструкциях по монтажу откатных ворот об этом не упоминается. Отчасти это так. Ведь если не разбираться в данном вопросе, то это не создаст каких-то существенных проблем, кроме разве что эстетических. Обычно люди считают, что если высота примыкающего к воротам ограждения составляет 2 метра, то и высота створки тоже должны быть двухметровой. На самом деле это не так. Рассмотрим на примере.

Допустим, имеется ограждение из профнастила высотой 2 метра, установленное без ленты и без нижнего зазора. Заказывая или самостоятельно изготавливая каркас створки, человек ориентируется на ту же высоту, что и у забора. Т.е. в обоих случаях подбирается одинаковая высота профнастила. Однако, зачастую люди не учитывают, что в случае с оградой, профилированный лист берет свое начало от земли и его верхняя точка находится на высоте ровно 2 метра над грунтом. В случае с консольными воротами, нижний край створки не может касаться земли. Обычно он поднят на 10 см.

Справедливости ради стоит отметить, что зазор между грунтом и нижним краем конструкции регулируется при помощи специальных площадок, которые обычно продаются вместе с роликами. Высота роликовых опор позволяет приподнять откатные ворота своими руками еще как минимум на 5 см. Таким образом, расстояние от земли до створки может варьироваться от 10 до 15 см.

Разбираемся дальше. В отличие от ограждений, профилированный лист створки обычно монтируется в профиль, из которого сооружен каркас ворот. При этом профиль чаще всего изготавливается из стальной прямоугольной трубы сечением 60х40 мм. Т.е. высота откатных ворот, возведенных своими руками, увеличилась еще на 4 см, итого получаем 2,18 метров (10см +4см + 200см + 4см). Но и это еще не конец. Поскольку к нижнему краю створки приваривается балка высотой 60 мм (для конструкций, чей вес не превышает 350 кг), расстояние от грунта до верхней точки ворот составляет 224 см. Т.е. верхний край створки выше верхнего края ограды на 24 см!

Чтобы предотвратить это недоразумение, высоту каркаса консольных ворот нужно отмерять в соответствии с высотой ограждения, примыкающего к конструкции.

Полный перечень необходимых комплектующих, материалов и инструментов

Сегодня для того, чтобы самостоятельно собрать откатные ворота не нужно изобретать собственную конструкцию и искать материалы «с бору по сосенке». Современный рынок предложит вам не только полный комплект для самостоятельной сборки, но и предоставит серьезный выбор различных комплектующих и фурнитуры с учетом индивидуальных особенностей вашей конструкции. Так, например в он-лайн супермаркете www.Vorotnet.ru вы можете приобрести широчайший ассортимент комплектующих и автоматики для откатных ворот. Расскажем подробнее, из каких материалов сегодня лучше всего делать данные конструкции.

Комплектующие для откатных ворот

1. консоль (она же балка) – это основа всей системы, обеспечивающая горизонтальное перемещение створки. Консоль представляет собой рельс, внутри которого располагаются ролики. Необходимая длина консоли составляет полторы ширины проема ворот. То есть, если ширина вашего въезда 4 метра, то вам потребуется 6-ти метровая консоль.

2. две роликовые каретки. Указанные комплектующие статично закрепляются на фундаменте. Сами ролики в процессе эксплуатации находятся внутри консоли.

3. верхние поддерживающие ролики. Обеспечивает полотну ворот строго вертикальное положение.

4. концевой ролик. Фиксирует створку ворот в закрытом положении и не дает ей провисать. В закрытом положении концевой ролик фиксируется в «нижнем улавливателе».

5. верхний и нижний улавливатели «принимают» полотно ворот, не давая ему перекоситься при закрытии, а также разгружают роликовые каретки в положении «закрыто».

6. заглушка – элемент, защищающий консоль от грязи, песка и влаги.

Это то, что касается специализированной фурнитуры (комплектующих для откатных ворот), далее переходим к материалам для полотна ворот.

Полотно ворот

Традиционно для сборки каркаса используется металлическая труба квадратного сечения 60*40 мм (для конструкции рамы) и 40*20 мм (для создания ребер жесткости и места крепления зашивки). Подобная конструкция, при всей ее надежности, имеет и свои определенные недостатки. При облицовке такого каркаса металлопрофилем нельзя сделать полностью герметичное пространство, туда попадает влага, что способствует ускоренной коррозии.

На сегодняшний день есть более технологичное и универсальное решение – использование для сборки каркаса Т-профиля, который обеспечивает высокую жёсткость конструкции и исключает проблему подтеков ржавчины, между трубой каркаса ворот и рамы для крепления профильного листа. Данное изделие стало своего рода находкой не только для компаний, профессионально устанавливающих заборы и ворота, но и для индивидуальных застройщиков. Сегодня можно без проблем приобрести Т-профиль напиленный под ваши размеры в заводских условиях с идеальными резами по 45 градусов, готовый к сварке.  

7. Т-профиль. Для выбранного размера ворот потребуются 2 отрезка Т-профиля длиной 6 метров и 2 отрезка длиной 1,88 м, что обеспечит высоту конструкции около 2-х метров.

Для обеспечения жесткости конструкции дополнительно потребуются:

8. Вертикальная стойка из трубы 40х20 мм длиной 0,856 метра – 6 шт,

9. Горизонтальная перемычка из трубы 40*20 мм длиной 5,86 метров – 1 шт,

10. Раскосы из трубы 40*20 – 2 шт.

Основание

Откатным воротам необходимо надежное основание, на котором крепятся роликовые каретки и фальш-столбы для обеспечения вертикальности полотна. Для этих целей необходимо приобрести:

11. Металлический швеллер шириной 200 мм и длиной, равной половине ширины проема (в нашем случае – 2м),

12. Арматура сечением 12 мм для формирования фундамента,

13. Металлическая труба 60*60 мм для фальш-столбов. Фальш-столб возле фундамента (сторона проема, в которую открываются ворота) называется боковым и может быть выполнен в виде рамы, противоположный ему — приёмным или разгрузочным, он принимает и удерживает полотно в закрытом положении.

Расходные материалы

К расходным материалам, которые потребуются для сборки и монтажа ворот относятся: саморезы по металлу, для крепления профнастила, грунтовка по металлу, специализированная краска по металлу, растворитель и герметик.

Инструменты

Безусловно, выбор инструментов зависит выбранного вами типа конструкции и используемых материалов. Так, если для каркаса ворот вы возьмете комплект с Т-профилем толщиной стенки 1,5 мм, то для его сварки лучше воспользоваться полуавтоматом. Если же толщина стали Т-профиля будет 2 мм, то вполне сгодится недорогой инвертер и пачка 3-х миллиметровых универсальных электродов.

Если для крепления профлиста вы выбираете саморезы по металлу, то необходимо вооружиться шуруповертом. Данную работу можно также выполнить при помощи заклепок, в этом случае потребуется заклёпочник. 

Для нарезки металла и зачистки сварных швов достаточно болгарки 125мм, плюс отрезные и шлифовальные круги. Кроме того, вам понадобятся молоток и уровень.

Можно приступать к монтажу.

Подготовка проема ворот и основания

Первым делом необходимо основательно подготовить проем ворот и основание. Опорные столбы, к которым будут крепиться ворота должны быть надежными. Лучше всего их сделать из бетона, кирпича или металлического швеллера, безусловно не забывая об эстетической составляющей. Опорные столбы необходимо забетонировать ниже уровня промерзания грунта, чтобы исключить воздействие сил морозного пучения. В кирпичных или бетонных столбах выполняются металлические закладные по 3 штуки на каждом из столбов, “заподлицо” с отделкой столба. К этим закладным будут крепиться фальш-столбы.

Фальш-столбы изготавливаются из металлической трубы 60 х 60 мм (позиция 13) и крепятся вертикально к опорным столбам со стороны двора. Фальш-столб возле фундамента называется боковым и может быть выполнен в виде рамы, противоположный ему — приёмным или разгрузочным, так как он принимает и удерживает полотно в закрытом положении. Их высота должна быть на 10 сантиметров больше высоты будущих ворот. К боковому столбу на высоте, достаточной для охвата полотна ворот сверху, в последующем будет крепиться пластина с верхними роликами (позиция 3 из списка материалов).

Далее необходимо выполнить основание, к которому крепятся две роликовые каретки (позиция 2). Для этого роется траншея с той стороны, куда будут открываться ворота. Ее длина составляет половину ширины проема, в нашем случае – 2 метра, ширина траншеи – не менее 40 сантиметров, а глубина такая же, как и у опорных столбов – ниже уровня критического промерзания грунта.

Следующий этап: изготовление закладной конструкции. Для этого потребуется швеллер (позиция 11) и арматура (позиция 12). Арматура нарезается на отрезки длиной около 1,5 метров, получаются так называемые ножки. Далее эти ножки привариваются к внутренней стороне полок швеллера. Для большей прочности, советуем Вам обварить ножки закладной поперечными прутьями. Закладной элемент фундамента устанавливается в отрытую траншею, ножками вниз и бетонируется. Верхняя полка швеллера должна совпадать с поверхностью будущего заезда. Через неделю, когда бетон наберет предварительную прочность его уже можно «пригружать» конструкцией ворот, то есть переходим к следующему этапу.

Сборка и установка ворот

Пока выстаивается фундамент можно заняться сборкой полотна ворот. Делать это необходимо на ровной поверхности для того, чтобы обеспечить идеальную геометрию будущей конструкции. Если вы используете стандартные трубы квадратного сечения, то придется повозиться с нарезанием их в необходимый размер. Для новичка это не самая простая задача, учитывая, что угол реза должен быть 45 градусов.

Поэтому лучше воспользоваться готовым комплектом из Т-профиля заводской нарезки. Горизонтальные и вертикальные профиля (позиция 7) укладываются в виде прямоугольника таким образом, чтобы их резы плотно соприкасались, фиксируются относительно друг друга и прихватываются точечной сваркой. После этого необходимо проверить рулеткой диагонали и, если они совпадают проварить места соединений профиля рамы сплошным сварочным швом, так чтобы они стали герметичными. Затем к нижнему горизонтальному профилю следует приварить консоль (Позиция 1).

Далее внутрь рамы вваривается горизонтальная перемычка (позиция 9), а вслед за ней вертикальные стойки из трубы 40х20 мм (позиция 8) через каждые 1,5 метра и раскосы (позиция 10). После окончания сварочных работ все сварные швы необходимо обработать болгаркой со шлифовальным диском.

Каркас полотна готов, но прежде, чем его зашивать финишным материалом, например металлическим профилем, его рекомендуется окрасить минимум в 2 слоя специализированной  краской по металлу с предварительной грунтовкой поверхности.

Когда фундамент наберет достаточную прочность, приступаем к установке ворот.

По обеим сторонам швеллера размещаем роликовые каретки (позиция 2) в одной плоскости и на одном уровне. Каретки необходимо расположить как можно дальше друг от друга, но таким образом, чтобы ближняя к проему каретка позволяла полностью открыть ворота, а дальняя не должна выбивать заглушку консоли, когда ворота находятся в закрытом положении. Самый надежный способ фиксации – сварка. Даже если вы немного ошиблись и неправильно закрепили ролики, не составляет никакого труда срезать сварной шов болгаркой и повторить операцию.

Можно использовать компромиссный вариант – готовые площадки со шпильками под ролики для откатных ворот. Площадки привариваются к фундаменту для откатных ворот при помощи сварки, а сами ролики для откатных ворот крепятся к площадке при помощи шпилек и гаек. Это немного дороже, но позволяет производить необходимую регулировку в более широком диапазоне.

Важно помнить: не стоит обваривать площадки кареток сплошным сварным швом до «примерки» полотна ворот. 

Следующим этапом «пропускаем» роликовые каретки внутрь консоли ворот и выставляем их по уровню. Если с открыванием-закрыванием откатных ворот не возникает никаких трудностей, то каретки можно приварить окончательно.

Пластину с поддерживающими роликами (позиция 3) привариваем к боковому фальш-столбу и регулируем крепление роликов таким образом, чтобы зазор с каждой стороны от створки ворот составлял 2-3 мм. К разгрузочному фальш-столбу закрепляем верхний и нижний улавливатели (позиция 5). Нижний улавливатель должен в закрытом состоянии «встречаться» с концевым роликом (позиция 4), который крепиться на торце полотна ворот. В открытом положении нижний улавливатель должен быть расположен на 3-4 мм выше концевого ролика в направляющей. Это необходимо для разгрузки роликовых кареток.

Завершающим этапом установки откатных ворот является установка заглушек (позиция 6) на торцах консоли. Поздравляем, вы справились – ваши ворота готовы к использованию.

Но нет предела совершенству. Автоматику к откатным воротам можно также установить самостоятельно. Конечно, она не является обязательным элементом. Это скорее еще один шаг к личному комфорту.

Автоматизация

Если вы изначально планировали сделать автоматические откатные ворота, но не знали какие для этого понадобятся комплектующие и как это все соединить вместе – не переживайте. В целом, автоматизация процесса открывания-закрывания не сложнее, чем сборка и монтажа.

Стандартный комплект автоматики включает в себя:

– Электропривод или проще говоря двигатель, приводящий створку ворот в движение,

– Зубчатая рейка. Механизм, преобразующий вращение электропривода в поступательные движения. Рейка крепится к створке ворот.

– Пульт управления. Устройство, которое служит для подачи команды на открывание-закрывание.

– Фотоэлемент. Устройство для обеспечения безопасности, останавливающий движение ворот при обнаружении помехи.

– Сигнальная лампа. Устройство, оповещающее о движении откатных ворот.

Выбор конкретной модели автоматики зависит от ряда факторов. В числе которых: вес и длина полотна ворот, а также частота их использования. Однако, если вы непрофессионал, то вряд ли знание этих параметров поможет вам сделать осознанный выбор. В этом случае лучше сразу приобрести готовый комплект откатных ворот с рассчитанным на него набором автоматики. Это избавит вас от проблем, которые могут возникнуть при самостоятельной сборке и при дальнейшей эксплуатации.

Для подключения автоматики рекомендуется проложить под проезжей частью силовой и сигнальный кабели, используя гофрированную ПНД трубу. Впрочем, даже если в данный момент вы сомневаетесь в необходимости данной опции или ваш текущий бюджет не позволяет вам приобрести дополнительное оборудование, подводящие кабели лучше все равно заложить, чтобы иметь в будущем возможность подключить автоматику.

Таким образом, сделать откатные ворота своими руками сегодня не составляет никакого труда. Вы не только сэкономите деньги, но и сможете освоить дополнительные навыки. А кроме того, такая внушительная конструкция, сделанная самостоятельно – это ли не повод для гордости. В конце концов, хочешь, чтоб было хорошо – сделай сам.

Особенности изготовления откатных ворот

Откатные ворота могут отличаться по габаритам. Основываясь на ваших пожеланиях, мы предложим вариант по стандартным размерам, или решение, основанное на готовом эскизе заказчика.

Классические ворота изготавливаются из таких материалов:

  • Штакетник;
  • Профиль прямоугольный;
  • Профлист.

Элементы забора изготовлены из качественных материалов, дополненных антикоррозийным покрытием, представленным цинком, нанесенным горячим методом. Также материал покрыт покрытием из полимера, благодаря чему, конструкция защищена от негативного воздействия влаги и механического воздействия.

Если ворота дополняются электрическим приводом, стоимость формируется исходя от габаритов, типа облицовочного профиля и услуг установки. Также на ценообразование влияют:

  • Комплектующие. Ворота комплектуются элементами от ведущих производителей: направляющие рельсы, ролики, скобы, заглушки и многое другое.
  • Автоматика. Автоматическая система обеспечивает полный комфорт эксплуатации откатных ворот за счет дистанционного управления.

Всегда ли актуальна автоматика? Ее стоит устанавливать только в том случае, если конструкция эксплуатируется ежедневно. Если же ее используют время от времени, то стоит отдать предпочтение системе с ручным приводом. Такие ворота стоят несколько дешевле, а работают без необходимости ремонта дольше.

Раздвижные ворота на роликах своими руками: фото и видео

Ворота на роликах своими руками
Раздвижные ворота – это просто идеальный вариант для загородного дома или дачи. Они удобны, долговечны и надежны в эксплуатации. Сейчас на рынке стройматериалов есть очень большой ассортимент, который требуется для комплектующих для ворот, потому сделать раздвижные ворота можно запросто своими руками. Для этого нужен лишь чертеж, а чтобы полностью понять принцип работы и учитывать все особенности раздвижных ворот, можно посмотреть видео ролик или фото, где подробно показано, как сделать раздвижные ворота.

Описание и принцип работы

Ворота на роликах своими руками
Еще относительно не так давно раздвижные ворота очень редко ставились и самым распространенным ограждением являлись простые распашные. Это объяснялось дорогой стоимостью комплектующих для раздвижных ворот. На сегодняшний день комплект фурнитуры для автоматических ворот стал гораздо доступней, и все больше владельцев домов интересуются, как своими руками установить эту конструкцию.

Раздвижные ворота для частного дома могут быть двух видов:

Последний вариант — это устаревшая разновидность, такие ворота зачастую можно увидеть на заводах. Наиболее популярен первый вариант, который сегодня распространен повсеместно. Эти ворота оборудованы дополнительной консолью, являющейся продолжением полотна. Консоль находится за забором, прилегающим к воротам, и спрятана за ним.

Принцип работы раздвижных ворот консольного вида следующий. К каркасу откатных ворот жестко приварена направляющая (она же консоль), за счет которой перемещается полотно. Направляющая передвигается по откатным тележкам, прикрепленным на фундаменте.

Каждая тележка оборудована 8-мью подшипниками с запрессованными металлическими или полимерными роликами. Откатные тележки находятся внутри направляющих, что защищает их дополнительно от атмосферных воздействий и продлевает время эксплуатации.

При нормальных условиях работа система раздвижных ворот обязана выдерживать не менее 60 тыс. циклов – это приблизительно 20 лет средней активности пользования.

К основным достоинствам раздвижных ворот откатного типа относятся:

  • можно управлять механическим способом или с помощью автоматики;
  • возможность прохода машин любой высоты (нет направляющих снизу и сверху проема);
  • простота установки (монтировать откатные ворота можно своими руками);
  • не нуждаются в дополнительном обслуживании.

Основной недостаток монтажа раздвижных ворот – использование довольно большой площади для их открывания. Зачастую из-за нехватки места люди отказываются от раздвижных в пользу распашных конструкций.

Комплектующие

Для установки раздвижных ворот своими руками нужно купить специальные комплектующие для монтажа раздвижной системы.

Комплектующие для консольных ворот обязаны в себя включать такие элементы:

  • Ворота на роликах своими руками
    Несущие тележки или роликовые каретки.
  • Верхний и нижний ограничитель уменьшает качание полотна при сильном ветре.
  • Несущая балка. Ее толщина будет зависеть от тяжести полотна.
  • Концевой ролик создает бесшумность работы и снижает тяжесть полотна в открытом положении.
  • Плата, которая удерживает полотно от бокового раскачивания при передвижении.

Если планируется автоматика, то нужно дополнительно приобрести этот комплект. он состоит из таких элементов:

  • Зубчатая рейка (желательно выбрать оцинкованную рейку). Для больших (более 5 м.) и тяжелых ворот нужна зубчатая рейка толщиной не меньше 9 мм.
  • Редуктор.
  • Пульт ДУ.
  • Фото датчики или световые элементы – они синхронизируют поступление ИФ-луча между приемником и передатчиком, препятствуют закрыванию, когда в проеме расположен какой-то предмет.
  • Основание для монтажа.
  • Сигнальная лампа.

Автоматика, установленная из комплектующих итальянских и немецких изготовителей, является наиболее надежной и подходит для эксплуатации в различных климатических регионах.

При монтаже откатных ворот своими руками, надо предусмотреть возможность открывания в случае выхода из строя автоматики.

Изготовление раздвижных ворот

Рассмотрим более подробней, как установить консольные раздвижные ворота с обшивкой из профлиста.

Материалы и инструменты

Из инструментов будут необходимы:

  • Ворота на роликах своими руками
    электроды диаметром 2,5-3,5мм;
  • сварочное устройство (обычное или инверторное), рассчитанное на напряжение больше 1000 Вт;
  • диски для обработки и порезки металла;
  • болгарка или отрезная машина;
  • бетономешалка;
  • воздушный компрессор для окрашивания (если нет, то используют простой валик или кисть);
  • молоток;
  • уровень;
  • лопата;
  • рулетка;
  • шуруповерт.

Наиболее дорогие инструменты (болгарка, сварочный агрегат) необязательно приобретать, их можно взять в аренду – это будет экономически выгодней.

Для сооружения откатных ворот необходимо подготовить такие материалы:

  • профильные листы для облицовки;
  • профильная труба для сборки каркаса (65х44х2-3) и перемычек (45х25Х1-2);
  • герметик;
  • грунтовка и краска;
  • консольное оборудование;
  • швеллер 15-25 мм;
  • арматура диаметром 12-16 мм;
  • провода под автоматику (размер кабеля – расстояние от фундамента до электрического щитка);
  • крепеж облицовки (закрепки и саморезы).

Начало работы: подготовка места и разработка чертежа

Ворота на роликах своими руками
Один из важнейших этапов установки раздвижных ворот своими руками – это составление чертежа с описанием всех размеров (длина, ширина, высота, место для отката и просветы). От размеров конструкции и материала рамы будет зависеть масса ворот и дальнейший выбор консольного набора.

Ширина проема обязана быть достаточной для нормального заезда автотранспорта. Помимо этого, необходимо учитывать и ширину улицы – в узких переулках лучше соорудить широкие ворота для нормального проезда автомобиля.

Чтобы определить, удобен ли проем, можно вставить в землю несколько колышек по ширине ворот и попытаться въехать во двор на автомобиле.

Размер проема определяет и место, которое требуется для отката полотна. Как правило, высота ворот учитывается на 10 см меньше непосредственно забора.

После создания чертежа можно начинать подготовку места для монтажа раздвижных ворот. Проем необходимо выровнять и почистить от грязи и мусора.

Отдельно необходимо подготовить место для порезки, сварки и покраски полотна и металлических труб. Для этой работы можно собрать и поставить несколько «козликов».

Закладка фундамента и сооружение опорных столбов

Установку раздвижных ворот необходимо начинать с монтажа опорных столбов. В качестве этого материала можно выбрать: бетонный или кирпичный столб, стальную трубу, дубовый брус, швеллер. Устанавливать опорный столб необходимо на глубину не меньше метра.

Этапы монтажа столба:

  1. Сделать яму глубиной больше метра.
  2. Выставить его по уровню.
  3. Залить яму бетоном.

Для того чтобы бетон полностью застыл, потребуется примерно неделя. Потому, чтобы не терять впустую время, необходимо предварительно позаботиться о сооружении опорных столбов.

Закладка фундамента делается таким образом:

  1. Ворота на роликах своими руками
    Делаем П-образную траншею (глубина в районе установки колон – примерно 1800 мм, в перемычке – 600 мм).
  2. Дно засыпаем слоем песка (примерно 15 см) и трамбуем.
  3. Арматуру порезать кусками по одному метру и к полкам швеллера привариваем.
  4. Укладываем швеллер с арматурой в траншею «лапками» вниз и ровняем его по уровню.
  5. Заливаем цементом этот каркас.

Верх швеллера обязан быть расположен в одном уровне с землей, образуя ровную площадку для проезда машины. Фундамент оставляем засыхать еще на одну неделю, а за это время пока делаем каркас ворот и облицовываем его профильными листами.

Сооружение каркаса

Согласно разработанному чертежу режем трубы для перемычек и для основной конструкции. Резать и вымерять металл необходимо очень внимательно, контролируя точность наклона углов перемычек.

Перед сваркой все части каркаса необходимо почистить металлической щеткой (снять с них окалину), обработать антикоррозийным веществом для металла и обезжирить растворителем.

Этапы сварки обрешетки и рамы:

  1. Для упрощения работы можно соорудить стенд для сварки: забить в грунт колья и выложить перемычки.
  2. На стенд укладываются трубы (поперечные и продольные рамы ворот), прихватываются точками, проверяется диагональ рамы, и провариваются соединения.
  3. Укладываем обрешетку ворот, прихватываем и определяем ее ровность. Обрешетку привариваем небольшими швами (один сантиметр через каждые 0,5 см).
  4. Соединения сварки зачищаем, обезжириваем и красим полностью каркас.

Установка рамы и облицовка

Монтаж раздвижных ворот делается в следующей последовательности:

  1. Ворота на роликах своими руками
    В несущую балку устанавливаем тележку с роликами. Данную конструкцию ставим на фундамент.
  2. Устанавливаем в проем балку. Причем нужно регулировать просвет между концом балки и столбом (оптимальным является 5-6 см).
  3. Под консоль необходимо подложить доски, чтоб та не заваливалась.
  4. Привариваем заднюю тележку.
  5. Несущая передняя тележка во время полного открытия полотна будет упираться в концевой ролик, потому ее необходимо поставить на расстоянии примерно 20 см от края проема.
  6. Площадки тележек необходимо обварить.
  7. На несущую балку ставим каркас панели, соблюдая контроль совпадение их осей.
  8. Привариваем к балке каркас с двух сторон. В месте нахождения роликов не нужно делать – их можно повредить сваркой.
  9. Ставим верхний кронштейн. Его ролики при сварке лучше всего снять, для того чтобы они не расплавились. Панель ворот обязана находиться четко вертикально.
  10. Щель между несущей балкой и панелью необходимо обработать вначале антикоррозионным составом, а после – герметиком. Деформированные места при монтаже нужно окрасить.
  11. Облицевать каркас ворот профлистом. Крепежные части обязаны находиться равномерно. После крепления всех листов можно выполнить среднюю линию крепления по предварительно сделанным отметкам.
  12. Установка нижней ловушки. Для монтажа нижней ловушки необходимо дополнительно установить опорную трубу. Этот приемный столб фиксируется к столбу забора сваркой с использованием анкеров. Нижняя ловушка фиксируется так, чтоб ворота накатывались на нее роликом в конце.

Монтаж автоматики

После установки можно начинать монтаж автоматики. Вначале необходимо познакомиться с инструкцией к электрическому приводу, посмотреть видео и фото монтажа, поскольку различные автоматические системы имеют определенные различия и нюансы установки. Но есть правила, которые касаются без исключения всех моделей:

  • Ворота на роликах своими руками
    Между роликовыми каретками на швеллер крепится монтажное основание.
  • На него закрепляется электропривод.
  • Зубчатая рейка обязана располагаться не на направляющем рельсе, а на каркасной трубе. Причем рейка обязана находиться по центру шестерни электрического привода.
  • Рейка фиксируется по всей длине ворот.
  • Крепим на рейку выключатели, подсоединяем привод.
  • Со стороны улицы с помощью саморезов устанавливают сигнальную лампу.
  • Подсоединение и подведение электричества к плате управления привода обязано происходить согласно схеме, которая указана в инструкции.

Раздвижные ворота своими руками обойдутся намного дешевле. нежели их заказать в специализированной компании. Но все-таки для их установки придется приобрести комплектующие и автоматическую систему. Помимо этого, необходимо быть готовым, что установка откатных ворот своими руками – процесс довольно трудоемкий, который требует точного расчета, некоторых навыков и знаний в строительстве.

Ограничения на установку откатных ворот

Такая модель ворот имеет свои особенности использования, поэтому для ее монтажа, по технологии,

Если заезд на территорию участка происходит с узкого переулка, то для облегчения маневрирования надо увеличить проем ворот, что скажется на габаритах полотна.

существуют некоторые ограничения. На том месте участка, где планируется установка откатных ворот, грунт должен иметь ровную поверхность для корректной работы конструкции. Это касается всего пути следования ворот при открывании. От этого зависит и длительность эксплуатации, и оптимальное распределение нагрузки.

Если путь заезда для автомобилей узкий, то нужно заранее, на этапе определения размеров и подготовки схем, дополнительно расширить проем. В этом случае исключается риск повреждения техники и конструкции откатного забора. Калитку лучше установить отдельно от откатного полотна. Встроенная калитка отличается неудобством в использовании из-за завышенного порога. Еще одно из главных условий для установки – наличие возможности залить фундамент.

Сборка готовых заводских ворот

Некоторые российские компании предлагают комплекты для сборки откатных ворот своими руками. Все профили уже нарезаны в размер, узлы и составляющие рассчитаны инженерами, на основные элементы дается гарантия. Каркас можно обшить любым материалом по выбору.

Безусловно, комплект будет стоить несколько дороже, чем покупка металла на металлобазе. Но зато вы сможете сэкономить время на подготовке профилей и резке. Останется только правильно и аккуратно собрать конструкцию.

Видео: как установить откатные ворота своими руками

Обслуживание

Регулярный уход за воротами — залог долгой службы откатных конструкций. Он не сложен, достаточно раз в год смазывать подшипники в роликах и контролировать регулировку механизмов.
Фотоэлементы могут загрязниться или запотеть от влажности. Периодически их нужно протирать мягкой тканью.

Зубчатая рейка также нуждается в регулярной очистке от льда и грязи. Скрип или скрежет — опасные предвестники поломки механизма. Смазывать балку солидолом или литолом не рекомендуется. В густой смазке накапливается пыль и песок, в результате ворота может подклинивать.

Источники

  • https://vdomishke.ru/otkatnyesdvizhnye-vorota-svoimi-rukami-poshagovaya-instrukcziya/
  • https://tutsvarka.ru/vidy/kak-postroit-otkatnye-vorota-svoimi-rukami-poshagovaya-instruktsiya-s-foto-video-shemami-eskizami-i-chertezhami
  • https://gruppa-masterov.ru/stati/otkatnye-vorota-svoimi-rukami.html
  • https://mastervdome.com/kak-sdelat-otkatnye-vorota-svoimi-rukami/
  • https://www.forumhouse.ru/journal/articles/9753-otkatnye-vorota-svoimi-rukami
  • https://zabori-zamki.ru/catalog/vhodnye-gruppy/otkatnye-vorota
  • https://zabor-pro.ru/vorota-na-rolikah-svoimi-rukami.html

[свернуть]