Холодная сварка для металла: виды, марки, как пользоваться, сколько сохнет

О холодной сварке

Холодная сварка — комплексное понятие, обозначающее 2 совершенно разных процесса:

  • Воздействие на металлические поверхности давлением. В итоге возникает пластическая деформация в области сжатия с последующим соединением.
  • Соединение при помощи затвердевающего состава. Наиболее популярный и востребованный метод, активно используемый дома и на производстве.

Последний метод пользуется заслуженной популярностью, за счет простоты применения и не требовательности к температурному режиму. Склейка осуществляется при помощи специального вещества, которое наносится на определенные части. Сварочная масса проникает в верхние слои. Манипуляции осуществляются под давлением.

Пластическая деформация оказывает воздействие на верхние слои, как правило, покрытые оксидным слоем. В результате расстояние между частями, требующими склейки становится максимально близким. Кристаллические решетки практически соединяются. Другими словами, происходит химическая реакция.

Под термином подразумевают специальное клеящее вещество, имеющее в составе добавки, повышающие прочностные характеристики. Нанесение осуществляется непрерывной линией или точечно. Пластичная масса полимеризуется и отвердевает. Метод незаменим для восстановления поврежденных деталей, герметизации трещин и устранении образовавшихся отверстий.

Состав

Клейкая масса, имеющая повышенную эластичность, обеспечивает прочное соединение даже в труднодоступных местах. Бывает одно- или двухкомпонентная. На состав влияет назначение и изготовитель. Как правило, он хранится в секрете, так как выступает коммерческой тайной. Вариативность компонентов отражается на времени застывания, рабочей температуре и области использования. На полученный результат влияет состав, пропорции, правильность применения, соблюдение инструкции и норм эксплуатации готового продукта.

Холодная сварка состоит из:

  • Эпоксидной смолы. Основа, придающая веществу клейкость, однородность и пластичность.
  • Металлический порошок (железо, сталь, медь, чугун, алюминий). Наполнитель повышает прочность и теплопроводность.
  • Пластификатор. Им выступает полиэтиленполиамин или аминный отвердитель. Он вступает в химическую реакцию с эпоксидной смолой и запускает кристаллизацию. Придает большую пластичность и сопротивляемость механическому воздействию.

В зависимости от количества составляющих бывает:

  • Однокомпонентная. Целесообразна для единоразового использования. Так как после открытия постепенно теряет свои качества.
  • Двухкомпонентная. Сохраняет свои качества длительное время после разгерметизации упаковки. Клеящие свойства остаются неизменными.

На прилавки товар поставляется:

  • в объёмной пластиковой колбе, разделенной на 2 части: сварка хранится в тубе цилиндрической формы, сверху размещают отвердитель, прикрывающий эпоксидную смолу, смешанную с металлическими частицами.
  • в 2 отдельных тюбиках.

Несмотря на способ распространения, составляющие смешивают непосредственно перед использованием.

Какую температуру выдерживает?

От нее зависит максимально допустимое значение, при котором шов сохранит свою целостность. Характеристика зависит от применяемого состава. Производители указывают все необходимые данные на упаковке.

Для бюджетной холодной сварки температура составляет 260С. Но для того, чтобы вещество полностью раскрылось необходимо правильно нанести. В противном случае пиковой прочности не достичь. Составы актуальны для ремонта деталей, работающих в нормальном температурном режиме.

Высокотемпературные составы не теряют свои свойства при значительно больших показателях. Они востребованы для соединения поверхностей, подвергающихся сильному нагреванию. В таких случаях использование традиционной сварки проблематично.

В каких случаях стоит отдать предпочтение?

Составы для металлов изготовляются согласно ГОСТ 2601-74. С их помощью конструкции не только ремонтируют, но и создают.

Использование вместо электродуговой сварки актуально если:

  • есть риск деформации поверхности;
  • при возникновении значительного напряжения;
  • обрабатываемая деталь имеет большие габариты и тяжелая.

Что категорически запрещено ремонтировать?

  1. Чугунные трубы и радиаторы отопления. Так как из-за разницы в коэффициенте расширения основы и клея образуются трещины и сколы, приводящие к отслаиванию. Допускается ремонт только в случае экстренной необходимости, до капитального решения проблемы в ближайшее время.
  2. Восстановление металлической, керамической и пластиковой посуды используемой для принятия пищи. Высокая токсичность негативно отразится на здоровье.
  3. Ремонт и соединение труб с питьевой водой. Возможно исключение при экстренной необходимости, но при условии замены в ближайшее время.

Где применима?

Холодная сварка стремительно завоевала популярность. Решение востребовано во многих сферах деятельности.

  1. Ремонт и восстановление водопроводных пластиковых труб.
  2. Укладка линолеума. Позволяет устранить стыки. Цвет отделочного материала остается неизменным.
  3. Обслуживание автомобиля. Приклеивание оторванных или отбитых металлических деталей, восстановление радиаторов, глушителей, картеров, поддона, топливного бака и др. Ключевая особенность заключается в том, что при восстановлении не нужно сливать бензин, солярку, масло. Она не вступает в реакции и застывает в считанные минуты. Экономичный расход позволяет использовать продолжительное время.
  4. Склеивание металлических поверхностей проводящих электрическое напряжение (при условии отключенного блока питания, на время проведения работ).
  5. Взаимодействие с любыми пластиковыми элементами, кроме полиэтилена. Допускается обработка при условии, что изделие не находится под давлением и при высоких температур.
  6. Соединение керамики, кафеля, камня и стекла. Возможны практически любые вариации компонентов. Разбитые чаши, вазы и другие предметы из керамики перестали быть проблемой, так как клеящий состав беспроблемно восстанавливает их. После обработки шов практически незаметен.
  7. Фиксация напольных отделочных материалов (линолеум, ковролин).
  8. Ремонт мебели, домашних предметов интерьера и инструментов.
  9. На производстве бытовых приборов.
  10. Электротехнической промышленности.
  11. Для соединения алюминиевых и медных проводов.

Почему востребована на рынке?

Методика пользуется заслуженной популярностью. Перед тем как присоединиться к тем, кто уже оценил данный способ, рекомендуется ознакомиться с сильными и слабыми сторонами. Это поможет принять окончательное решение.

Достоинства:

  • не нужно приобретать специальное оборудование;
  • не требует специальных умений и навыков;
  • не составит труда приобрести в ближайшем супермаркете;
  • изделия не деформируются из-за воздействия высоких температур;
  • прочный шов;
  • допускается проведение мероприятий в огне и взрывоопасных условиях;
  • герметизация корпусов и емкостей, которые нельзя нагревать;
  • допускается сварка электрических проводов без снятия изоляции;
  • экологически чистый процесс (не выделяется газ, дым и дрю);
  • нулевые затраты энергоносителей;
  • проведение ремонтных работ под водой;
  • возможно соединение без демонтажа деталей;
  • высокая скорость;
  • не нужно прилагать много усилий;
  • термостойкие составы выдерживающие свыше 1000С.

Недостатки:

  • не лучшее решение для проведения масштабных работ;
  • прочность шва ниже аналогов полученных обычным способом. В связи с этим невозможно использование в промышленности;
  • для получения эффективного результата, необходимо тщательно очистить поверхности;
  • после затвердевания клей может стать хрупким;
  • полученный шов нуждается в дальнейшей обработке.

Сферы применения

Использование жидкой сварки, не требующей высокотемпературного разогрева металла, является довольно новым методом соединения материалов. Она подходит для эксплуатации в условиях гаража, экстренного ремонта под открытым небом. Разницы в составах для металла и для пластика нет, но разные виды продукции ориентированы на свои области применения. Наиболее часто жидкая сварка оказывается востребована в нескольких популярных сферах.

  • Авторемонт. Она хорошо проявляет себя при починке кузовов, скреплении запчастей. Использовать составы можно как в условиях специализированного сервисного центра или гаража, так и в дороге, в ходе поездок, экспедиций.


  • Сантехника. При выполнении работ по восстановлению целостности труб и фитингов, устранению протечек. Жидкая сварка позволяет практически полностью восстановить первоначальную герметичность материала, добиться высокой прочности соединения. Она не нагревается во время химической реакции, хорошо совместима со всеми видами полимеров.


  • Монтажные работы. При установке подоконников, окон из ПВХ такие средства обеспечивают превосходную герметизацию, повышают прочность фиксации массивной рамы в проеме.

  • Ремонт оборудования газотехнического назначения. Здесь жидкая сварка проявляет себя не менее эффективно, чем в системах трубопроводов с жидкой средой в системах водоснабжения, канализации.


Использование жидкой сварки в виде пластичной массы в основном востребовано в области авторемонта, в мастерских и СТО. При повышенных требованиях к формированию прочного соединения применяют двухкомпонентные составы в шприцах. Они удобны тем, что при выполнении работ на баках, радиаторах не нужно производить слив нефтесодержащих продуктов. При контакте с ними клей не вступает в реакцию, а скорость его твердения позволяет быстро восстановить целостность резервуара. Расход жидкой сварки минимален, она хорошо зарекомендовала себя даже при использовании на самых ответственных участках трубопроводов и систем автомобиля.

Благодаря высокой термостойкости составы этого типа подходят для соединения элементов, подвергающихся значительному нагреву. Это элементы кузова, выхлопные трубы, радиаторы в автомобильной, мотоциклетной, специализированной технике. В быту жидкую сварку можно применять при ремонте печей и котлов, отопительного оборудования, электроприборов различного назначения.

Она подходит и для соединения полимерных, керамических деталей, изделий из многокомпонентных материалов.


Как выбрать?

При выборе составов для холодной жидкой сварки необходимо уделять большое внимание тому, насколько качественным и безопасным будет средство. В первую очередь важно обратить внимание на страну-производителя. Наиболее качественными считаются составы, выпущенные в США, ЕС. Здесь лидируют бренды Permatex, Poxipol, Hi-Gear, Devcon. Российские марки не всегда оправдывают ожидания, из проверенных торговых марок мастера рекомендуют выбирать «Полимет», «Алмаз».




Помимо этого фактора, обращать внимание стоит на ряд важных показателей.

  1. Особенности поверхностей, подлежащих клеевому соединению. Для правильной работы составов жидкой сварки они должны быть совместимыми с полимеризующимися веществами.
  2. Температурный диапазон применения. Чем он шире, тем легче будет использовать средства для быстрой холодной сварки в самых экстремальных условиях эксплуатации. Например, при ликвидации локальных коммунальных аварий или в поездке.
  3. Условия эксплуатации. В инструкции к средству для экспресс-соединения металла и пластика должны быть указаны условия его сушки и твердения. Некоторые варианты требуют довольно тщательной подготовки и наличия мастерской.

Это основные критерии, определяющие, насколько удобным и эффективным будет применение жидких сварочных составов.

Температурный режим

Хорошую прочность на разрыв, около 300-400 ньютонов (для сравнения — это мощь электромагнитного замка на стандартной двери в подъезд) имеют многие универсальные составы, например холодная сварка «Титан» от российского производителя «Эльф Филлинг».

Она подходит для склеивания металла, дерева, некоторых видов пластиков, даже керамики и стекла в разных сочетаниях. Имеет металлический наполнитель.

Относительно устойчива к агрессивным средам, хотя и не является «автомобильной» сваркой. НО показатель термостойкости у нее относительно низкий. Производителем заявлено сохранение рабочих характеристик сварного соединения только до +130  °C.

В качестве примера термостойкой холодной сварки для металла можно привести состав для металлов «Алмаз» отечественного производства, выпускающийся в виде цилиндрического бруска пластичной массы, которую перед применением нужно разминать пальцами.

Термостойкой считается сварка «Термо» производителя Kerry, также Россия. Она предназначается для ремонта глушителей, сохраняет свойства в диапазоне -60 °…+900 °

В среднем температура, которую выдерживают большинство универсальных составов, достигает максимум 260 °.

Герметики


Выбирая холодную сварку, нужно ориентироваться в первую очередь на ее назначение. Невозможно создать действительно универсальный состав, хорошо работающий и как клей, и как герметик, притом для разных по химическому составу и физическим свойствам веществ.

Виды холодной сварки, заявленные производителем, как средства для ремонта сантехники, всегда водостойкие и имеют в составе металлический наполнитель.

Некоторые виды могут схватываться даже под водой. Но они в первую очередь именно герметики, требования по высокой прочности на разрыв к ним не предъявляются, поэтому и ждать от них повышенной прочности при склейке двух стальных листов не стоит. Выпускается такая сварка часто в жидкой или полужидкой форме, чтобы удобнее было наносить на места соединения труб.

Составы для автомобилей

Автомобильная сварка, как правило, устойчива к перепадам температуры, вибрации, воздействию разных окислителей и растворителей, но под водой не схватывается.


Прочность соединения на разрыв достаточно высокая, около 200 ньютонов. Состав имеет усредненные показатели по герметичности, зато пластилинообразная форма выпуска расширяет сферу применения.

Из такой сварки можно вылепить копию недостающего болта и нарезать, пока масса не застыла, резьбу обычной гайкой. Соединение на таком крепеже может продержаться, в зависимости от нагрузки, от нескольких часов до нескольких дней. Этого хватит, чтоб добраться до места, где можно провести квалифицированный ремонт.

Очень часто такая сварка применяется для заделки пробитых трубопроводов, радиатора, бензобака, глушителя и в других подобных ситуациях.

Значение наполнения

Большинство универсальных составов в первую очередь клеи. При выборе нужно руководствоваться материалом, который нужно склеить. Если это металл, брать лучше массу с металлическим наполнителем, иначе хорошего сцепления не получить.

Строго говоря, «сваркой» этот вид клея и называется лишь потому, что, благодаря металлическому порошку в составе, шов после высыхания становится похож на сварной.

Если есть возможность выбора, покупать лучше холодную сварку с наполнителем из того же металла, какой предстоит склеивать — сталь для стали (марка уже не важна), чугун для чугуна, алюминий для алюминия. В этом случае атомы металла смогут диффундировать друг с другом, и соединение будет намного прочнее.

Как пользоваться?

При соединении деталей и элементов при помощи специальных клеящих составов и пластичных масс нужно тщательно соблюдать инструкции, рекомендованные производителем. В большинстве случаев порядок действий будет неизменным.

  1. Подготовка поверхности. Металлические детали тщательно зачищают абразивным способом. Необходимо удалить следы ржавчины, нагара, пайки или сварки. Поверхность должна быть шероховатой – так сцепление будет более надежным. И пластиковые, и металлические детали тщательно обезжириваются.
  2. Подготовка состава. От пластифицированного бруска отрезают кусочек нужного размера (от каждой части). Жидкий состав выдавливается, в него добавляется отвердитель. Нужно размять или размешать средство, чтобы началось выделение тепла.
  3. Сварка. Разогретую смесь наносят на соединяемые области, выравнивая их поверхности в районе шва. Важно быстро произвести позиционирование. Качественные составы схватываются и твердеют за короткое время.
  4. Окончательное закрепление. В зависимости от марки и особенностей состава полная его полимеризация занимает от нескольких часов до суток. В случае экстренного ремонта нужно выждать хотя бы 20-30 минут. Этого хватит, чтобы выполнить первичное скрепление деталей в дороге, а затем доехать до места назначения или СТО.




Существует и ряд правил, касающихся непосредственной работы с жидкой сваркой. Несмотря на ее малую токсичность и высокую эффективность, неправильное обращение может негативно повлиять на прочность соединения или навредить здоровью человека. Следуя простым рекомендациям, все эти факторы риска можно свести к минимуму. Можно выделить несколько полезных практических советов от специалистов.

  1. Использование средств защиты. Оптимальным выбором станут строительные перчатки с обливным покрытием, частичным или полным, цельные нитриловые изделия. Они не вступают в реакцию с клеем.
  2. Тщательное дозирование. При склеивании в нескольких точках клей или пластичную массу готовят порционно, небольшими партиями, на 1 раз. Это позволит поддерживать состав в нужном состоянии, избежать его твердения до того, как прочное соединение будет установлено.
  3. Соблюдение пропорций. Их нельзя нарушать, менять и увеличивать, рассчитывая на повышение прочности крепления при более обильном нанесении. Изменение рекомендованного количества жидких или пластифицированных компонентов приводит к тому, что состав хуже застывает или меняет свои характеристики.
  4. Предварительное смешивание. При использовании жидких двухкомпонентных вариантов сварки производитель допускает их соединение сразу в месте образования шва. Но опытные мастера советуют сначала соединять их в стеклянной емкости, смешивать, а затем наносить на место крепления. Такой шов будет прочнее.
  5. Этап обезжиривания и зачистки. Его можно пропустить, адгезионных свойств материала хватит для того, чтобы выполнить склеивание. Это можно использовать в ситуации, когда приходится применять сварку вне мастерской.
  6. Период склеивания. Важно учесть, что во время первичного соединения категорически запрещается подвергать соединяемые элементы механическим нагрузкам. Это создаст дополнительное напряжение, ухудшит прочность сварки. Обычно это правило распространяется только на первые 30-60 минут после нанесения составов.

    Важно помнить о том, что жидкая сварка имеет вполне конкретное назначение. Применяя ее на материалах, которые не указаны производителем, нельзя рассчитывать на достаточную надежность соединения.

    Основные правила нанесения


    Время застывания всех видов холодной сварки, как двухкомпонентных после смешивания, так и однокомпонентных после разминания в пальцах, невелико, оно составляет в среднем 10-20 минут.

    У отдельных образцов может быть 5 минут, у других — до 1 часа. Это время первичного отвердевания, после которого кусочек клея становится твердым и более непригодным к работе. Поэтому брать необходимо ровно столько клея, сколько можно использовать за эти 10-20 минут.

    Надо учитывать, что время полного схватывания не равно времени предварительного отвердевания. Склеенные детали можно будет использовать только через несколько часов (в зависимости от марки).

    Перед нанесением состава склеиваемые поверхности нужно тщательно обезжирить, например, ацетоном, очистить от любых загрязнений и обработать наждаком. Рекомендуется сохранить легкую шероховатость — сцепление будет прочнее.

    В целом нельзя сказать, какой состав холодной сварки лучше, а какой хуже. Все зависит от свойств материала, к которому его применяют, и условий эксплуатации. Немаловажное значение имеет соблюдение технологии нанесения средства.

    Небольшой обзор ассортимента популярных «холодных сварок»

    Выбирая подобный клей, следует обратить внимание на следующие параметры, указываемые производителем на упаковке:

    • Материалы поверхностей, для которых может быть применен выбираемый состав.
    • Температурный режим, в котором может эксплуатироваться приобретаемый клей.
    • Порядок применения «холодной сварки», указанный в инструкции.
    • Стоимость клея.

    Кстати, о ценовом факторе. Большинство подобных составов можно отнести ко вполне доступной категории. Поэтому не стоит приобретать совсем уж самые дешевые варианты совершенно неизвестного происхождения. Лучше обратить внимание на те материалы, которые заслужили немало положительных отзывов. К такой продукции можно отнести клеи брендов «Tarkett», «Poxipol», «Permatex», «WEICON», «Devcon», «MASTIX», «Premium FastFix Metal» и других.

    Далее в таблице будут представлены некоторые варианты «холодной сварки» различных производителей, как универсальные, так и предназначенные для скрепления конкретных материалов. Возможно, эта информация поможет определиться с выбором при приобретении состава:

    ИллюстрацияКраткое описание и область применения «холодной сварки»

    Универсальная «холодная сварка» «Каратт» предназначена для проведения ремонта, склеивания, герметизации стыков различных изделий, изготовленных из пластмассы, металлов, древесины, керамики, гранита, мрамора, бетона.
    Клей «Секунда», предназначенный для скрепления или ремонта твердых предметов (поверхностей) выполненных из ПВХ — это могут быть сточные желоба, водопроводные и канализационные трубы, элементы отделки, коруса бытовой техники и многое другое. Подходит как для проведения внешних, так и для внутренних работ. Используется материал также и для стыковых линий плитки или линолеума ПВХ.
    Эта «холодная сварка» также применяется для заполнения трещин и заделывания отверстий в металлических, деревянных, пластиковых и каменных изделиях. Кроме того, подойдет она и для металлических деталей автомобилей.
    Состав после нанесения на поверхность от контакта с воздухом довольно быстро образует прозрачный влагостойкий слой или шов. Благодаря своей водонепроницаемости, такая «холодная сварка» применяется для ремонта изделий, контактирующих с водой.
    Склеивание деталей до состояния пригодности к полноценной эксплуатации происходит в течение шести часов.
    Компании «Tarkett», занимающаяся производством линолеума, также производит однокомпонентную «холодную сварку» для склеивания ПВХ-изделий.
    Удобство применения состава этого производителя заключается во вмонтированной в тюбик стальной игле, которая предназначена для направленного выдавливания клея, что необходимо для скрепления двух листов линолеумного покрытия. Игла имеет высокую прочность, поэтому во время работы не сломается и не деформируется.
    Прочность получающегося после полной полимеризации шва превышает даже нормы европейских стандартов.
    Компания поставляет в продажу три типа холодной сварки для напольного покрытия ПВХ — «А», «Т» и «С».
    Двухкомпонентная «холодная сварка» «AQUA – MASTIX» предназначена в преимущественной степени для ремонта сантехники.
    Она способна быстро и качественно соединить детали или заделать дефекты на изделий из металла, фарфора, керамики, а также надёжно герметизировать емкости или трубопроводы.
    Отремонтированные или герметизированные этим составом аксессуары могут далее эксплуатироваться в диапазоне рабочих температур от -60 до +150 градусов.
    С помощью этого состава возможен ремонт замасленных и влажных поверхностей, даже при отрицательной температуре до -10 градусов, если клей был подготовлен к использованию в теплом помещении.
    Двухкомпонентный клей «MASTIX термостойкий» — предназначен для ремонта изделий, изготовленных из различных металлов, а также термостойких пластиков и керамики, которые эксплуатируются при температуре от -60 до +250 градусов.
    Допускается склеивание влажных поверхностей.
    Схватывание этого материала происходит через два-три часа после нанесения, полное же застывание и возможность подвергать изделие свойственной для него нагрузке наступает через сутки.
    Двухкомпонентный клей «MASTIX для замасленных поверхностей» должен быть в инструментальном арсенале автомобилиста. В дорожных условиях, когда поверхности или детали, требующие срочного ремонта, затруднительно или даже невозможно очистить от загрязнений, такая «холодная сварка» становится незаменимой.
    Кроме этого, состав может быть применен для склеивания цветных и черных металлов, керамики, пластмассы, древесины, которые предполагается эксплуатировать при температурах от -60 до +150 градусов.
    Так что такую «холодную сварку» вполне можно отнести к универсальным.
    Двухкомпонентная «холодная сварка» «MASTIX для алюминия» – ее предназначение понятно уже из названия. Например, хорошо подойдёт для «полевого ремонта» пробитого алюминиевого радиатора.
    Клей может применяться на влажных и маслянистых поверхностях, а также для соединения деталей, которые будут эксплуатироваться при высоких температурах. После застывания не боится прямого контакта с различными техническими жидкостями, в том числе с антифризами.
    «Холодная сварка» «ASTROhim» специально предназначена для герметизации ремонта радиаторов отопления, трубопроводов холодного и горячего водоснабжения и канализации, произведенных из разных металлов или пластика.
    Клей может быть применен как для бытовых нужд, так для ремонта промышленных коммуникаций. Эксплуатационная температура отремонтированных или герметизированных объектов находится в диапазоне от -60 до + 150 градусов. Двухкомпонентный состав замешивается при положительной температуре.
    «Premium FastFix Metal» — это быстротвердеющий двухкомпонентный состав на эпоксидной основе.
    Подходит этот клей как для внутренних, так и для наружных работ по скреплению и ремонту металлических деталей. После застывания «холодной сварки» отремонтированный участок изделия может быть подвергнут качественной шлифовке.

    Кроме представленных вариантов «холодной сварки», выпускаются составы, конкретно предназначенные для ремонта деталей автомобиля, в частности — специально для его радиатора. Однако, если таковых в продаже не найдётся, то можно приобрести клей для металла, конкретно для алюминия или пластика, в зависимости от того, какой из узлов автомобиля требует ремонта.

    Меры безопасности и правила хранения

    Перед тем как перейти к работе с «холодной сваркой», всегда имеет смысл внимательно ознакомиться с мерами безопасности. Просто чтобы обезопасить себя от негативного воздействия составляющих клея.

    • «Холодную сварку» запрещено использовать для ремонта поверхностей, соприкасающихся с пищевыми продуктами.

    При работе с холодной сваркой на руки необходимо надеть перчатки. К сожалению, некоторые мастера пренебрегают этим советом

    • Руки во время проведения работ рекомендуется защитить плотно облегающими перчатками. Они предотвратят попадания на кожу смол и избавят ее от длительной очистки.
    • После окончания работ, сняв перчатки руки, следует хорошо промыть под проточной струей воды.
    • Если клей случайно попал на кожу или в глаза, их необходимо незамедлительно промыть.
    • Хранение «холодной сварки» должно осуществляться согласно указанным на упаковке правилам, иначе состав потеряет свои первоначальные качества.
    • Клей должен находиться в недоступном для детей месте.

    Как видите – требования элементарные, и приудерживаться их – совсем несложно.

    Как применяют «холодную сварку»

    В этом разделе будет рассмотрено несколько вариантов применения клея — в разных областях и для скрепления или ремонта различных материалов.

    Общие правила применения

    Для применения двухкомпонентной «холодной сварки» существуют общие правила подготовки и нанесения ее на ремонтируемую поверхность. Все выполняемые действия можно разбить на несколько выраженных этапов.

    • Начинают с подготовки поверхностей, подлежащих ремонту. В этот этап входит их очистка от загрязнений и остатков старых декоративных покрытий, если они были (краска, лак)..Если поверхности идеально гладкие, то их желательно обработать абразивным материалом. Образовавшиеся от этого шероховатости повысят адгезию материалов.

    Желательно, чтобы поверхности были сухими и обезжиренными, например, с помощью спирта, ацетона или другого растворителя. Некоторые составы, как уже говорилось выше, могут быть нанесены и на замасленные изделия, но на чистой поверхности все равно работать лучше. Ну а в том случае, когда производится ремонт трубы, в которой образовалась течь, следует выбрать вариант холодной сварки, который допускается применять на влажных поверхностях.

    Смешивание двух компонентов между собой производится непосредственно перед применением состава

    • Очень важно внимательно изучить инструкцию по применению приобретенного продукта. Особое внимание следует обратить на срок жизнеспособности состава, то есть максимально допустимый срок после проведения его замешивания. По прошествии этого временного интервала «холодная сварка» теряет свои свойства и становится непригодной для использования.
    • Далее, следует отрезать или выдавить из двух тюбиков, в зависимости от конкретного типа двухкомпонентного клея, необходимое его количество. При разминании твердого варианта «холодной сварки» рекомендуется руки смочить водой, иначе состав будет прилипать к пальцам. Клей будет готов к применению, когда он нагреется и приобретет пластичность, станет полностью однородным и при этом ощутимо нагреется. Если смешиваются жидкие компоненты «холодной сварки», то готовая смесь должна приобрести однородный цвет.

    Нанесенная на водопроводные и канализационные трубы холодная сварка может быть дополнительно зафиксирована с помощью специального сантехнического бинта или скотча

    • Получившийся после смешивания компонентов клей наносится на подготовленную поверхность и прижимается или распределяется по ней с помощью резинового шпателя, смоченного водой. Заплатку из жесткой замешанной сварки следует прижать и подержать на поверхности несколько минут.
    • Время готовности ремонтируемой поверхности к дальнейшей обработке у каждого из составов разное. При необходимости ускорить период полимеризации, клей можно нагреть с помощью строительного фена, но все же злоупотреблять такой мерой – не особо рекомендуется.
    • Далее, после полного высыхания и полимеризации отремонтированный участок можно при необходимости обрабатывать наждачной бумагой и красить.

    Ремонт радиатора системы охлаждения автомобиля

    Автомобильный радиатор – довольно уязвимый в нынешнему механическому воздействию теплообменный прибор. Бывает, что при движении с высокой скоростью попавший в его решетку камешек или иной твердый предмет приводит к образованию течи. А это уже требует безотлагательного ремонта. Ликвидировать течь и хотя бы на время восстановить работоспособность радиатора вполне можно своими силами, применив холодную сварку.

    Порядок работ рекомендуется следующий:

    • Первое, что необходимо сделать — это выбрать (иди заранее приобрести и иметь в «бардачке» автомобиля подходящий для такого ремонта тип «холодной сварки». Он должен иметь хорошую адгезию с металлом и выдерживать воздействие высоких температур. Лучшим вариантом будет приобрести специальный, предназначенный именно для ремонта радиаторов состав, но если такового в продаже не оказалось, следует выбрать термостойкий вариант для металла. Если «холодная сварка» не будет обладать этими качествами, то при нагреве ремонтная заплатка просто расплавится или отскочит, то есть вся проделанная работа окажется напрасной.

    Оптимальный вариант – «холодная сварка», специально предназначенная для ремонта радиаторов или топливных баков.

    • Следующим шагом необходимо определить точное место протечки. Не исключено, что для этого радиатор придется демонтировать. Необходимо отметить, что этот этап иногда становится самым сложным во всем процессе ремонта радиатора.
    • Из системы охлаждения автомобиля сливается жидкость – тосол или вода. Если поиски пробоины или трещины предваряются снятием радиатора, то, понятно, слив охлаждающей жидкости проводится до его демонтажа.

    Удаление мешающего участка  решетки радиатора

    • Возможно, для обнаружения пробоины на трубке, а также для проведения ремонта придется удалить часть теплообменной решетки радиатора.
    • Желательно радиатор просушить, например, потоком теплого воздуха. Но если приобретена холодная сварка, которую можно наносить по влажной поверхности, то просушка всей конструкции необязательна, хотя и все равно остается желательной.
    • После того как пробоина обнаружена, пробоину, освободив пространство вокруг освобождено, ту поверхность, куда будет наноситься «холодная сварка», рекомендуется обработать наждачной бумагой, затем очистить от остатков абразива и обезжирить уайт-спиритом, ацетоном или бензином. Эта процедура необходима для достижения высокой адгезии ремонтного состава с металлом.
    • Далее можно переходить к работе с клеем. Действовать необходимо согласно инструкции, обычно расположенной на упаковке «холодной сварки».

    Процесс подготовки жесткого двухкомпонентного варианта «холодной сварки» к работе.

    • Перед началом работы руки рекомендуется смочить водой — так клей будет меньше к ним прилипать.
    • От бруска клея ножом отрезается необходимое количество массы. Этот отрезанный фрагмент энергично разминается пальцами до достижения им эластичности и полной однородности. Так как компоненты, соединенные в бруске «холодной сварки», различаются цветом, необходимо проследить за тем, чтобы оттенок перемешанной массы также был совершенно однородным. Пластичность, однородность и явственно ощутимый нагрев перемешиваемой массы является признаком того, что клей готов к последующей операции.

    Смешивание двух компонентов жидкой холодной сварки

    Если для ремонта выбран жидкий двухкомпонентный вариант «холодной сварки», то следует выдавить из тюбиков определенное количество состава и тщательно перемешать в небольшой емкости или даже на какой-то поверхностям. Компоненты все же не настолько жидкие, чтобы начать растекаться.

    Холодная сварка, нанесенная на поврежденный участок радиатора

    • Следующим этапом идет нанесение клея на поврежденное место. Все этапы работ следует проделывать без затяжки времени, так как после смешивания некоторые клеи быстро начинают входить в стадию полимеризации. Время схватывания материала обязательно следует заранее узнать из его паспортных характеристик.

    Полное высыхание и готовность отремонтированного изделия к эксплуатации может наступить в период от часа до суток. Время достижения такой готовности может зависеть от нескольких факторов — это температура, при которой проводилась работа, толщина, нанесенного слоя, а также особенности самой «холодной сварки».

    Необходимо отметить, что по отзывам автовладельцев иногда подобный ремонт радиаторов системы охлаждения бывает более эффективным, нежели аргонная сварка или «классическая» пайка.

    Примерно таким же образом производится ремонт поврежденного топливного бака. Здесь бывает даже попроще так как чаще всего приходится иметь дело с открытой поверхностью, безо всяких решеток. Правда, меры предосторожности при работе с баком – куда как более строгие, из-за повышенной огнеопасности. Клеевую «заплатку» после высыхания можно дополнительно обработать абразивными материалами, а затем покрыть той же антикоррозионной краской, что применяется для покрытия всей остальной поверхности бака.

    Ремонт керамических изделий

    Для ремонта керамических изделий, в том числе, например, разбитой раковины в ванной, многие производители предлагают составы «холодная сварка для керамики». Как указано в характеристиках клея, он быстро и надежно соединит между собой отдельные фрагменты поврежденного изделия, которое после ремонта может вновь эксплуатироваться в своем рабочем температурном диапазоне. Шов, получающийся на стыках соединенных черепков, отлично противостоит перепадам температур и воздействию влаги. Материал легко наносится и надежно закрывает сколы и трещины в фарфоровых и фаянсовых изделиях.

    Холодная сварка для ремонта керамических изделий

    «Холодная сварка» для керамики клея чаще всего производится в жестком двухкомпонентном варианте. Он точно так же подготавливается к применению, как тот, рассматривался выше при ремонте радиатора.

    Ремонт разбитой раковины, если собрано большинство крупных черепков, возможен — с помощью «холодной сварки» для керамики

    Возможная сложность ремонтных работ по восстановлению раковин и других керамических изделий состоит в том, что необходимо собрать все или же хотя бы самые крупные осколки изделия. Именно из них предстоит складывать «мозаику», которая и закроет образовавшийся зазор.

    Если же планируется заделать трещину с выбоиной, то, подготавливая ее к ремонту, расширять повреждение в керамике недопустимо (в отличие от заделки трещин, скажем, на стенах или потолке). При подобных попытках изделие может просто расколоться. Не получится избавиться от трещины, которая представляет собой тонкую линию, так как клею просто не с чем будет сцепиться, а нанесенный сверху состав никак не укрепит прочность изделия.

    Итак, в данном случае склеиваемые детали не требуют какой-то специальной обработки или обезжиривания. Но для улучшения их адгезионных возможностей их рекомендуется перед склеиванием нагревать до температуры порядка 40÷50 градусов с помощью строительного фена.

    После нанесения на нагретые склеиваемые поверхности «холодной сварки», их сразу же соединяют между собой, так как такой клей очень быстро схватывается и, соответственно, теряет свои адгезионные способности.

    Когда все крупные фрагменты будут вклеены на место, оставшиеся «гнезда» от отсутствующих мелких деталей заполняются «холодной сваркой». Производится черновое выравнивание поверхности — по мере возможности.

    Останется только дождаться полного высыхания клея, а затем обработать отремонтированный участок сначала наждачной бумагой с крупным зерном, затем с мелким, а в завершение — отшлифовать поверхность.

    Если это необходимо, то можно покрыть отшлифованную зону краской.

    Лучшая холодная сварка для металла

    Главная » Статьи » Лучшая холодная сварка для металла

    Холодная сварка лишь издалека может иметь косвенное отношение к реальному процессу сварки. Почему это средство назвали так, можно объяснить лишь тем, что оно подходит для починки металлических предметов в быту. Но что же она собой представляет?

    Где применима эта технология

    По сути, это средство — клей. Он очень крепкий, подходит для починки чугунных труб или водопроводных.

    Во многих ситуациях холодная сварка используется даже для ремонта машины, например, если возникли какие-то пробои или трещины в области двигателя.

    Кроме того, он подходит для работ не только с металлами, но и с пластмассой, со стеклом, керамикой и деревом. Также пользователи в сети указывали, что с помощью этой сварки можно дополнительно наращивать недостающие части изделия.

    Конечно, действительно сварить металл будет много надёжнее, чем его склеить. Но холодная сварка оправдывает себя в экстренных случаях. Многие автомобилисты делятся на форумах своим опытом починки небольших поломок в автомобилях.

    Кто-то заклеивал отверстия в топливном баке, кому-то пришлось с помощью холодной сварки чинить бачок радиатора. Прочих подобных отзывов полно.

    Этот клей, возможно, не полностью решает проблемы с металлическими поломками, но поможет в случаях, когда сварочный аппарат далеко не под рукой.

    Если требуется заделать пробоину в труднодоступном месте, легче будет воспользоваться холодной сваркой.

    Починил снизу топливный бак. Снимать его с машины, парить, потом паять долго, и да и очень уж неудобно. Залез, посмотрел — а там совсем тонкое отверстие, как-будто иглой проткнули, струя — как из шприца. Знакомые говорили, что холодная сварка держать не будет. Не послушал и замазал прямо по текущему бензину. После того спокойно ездил, пока не расстался с машиной — продал.

    Внешний вид и особенности применения

    Холодная сварка поставляется в виде двух компонентов. Они могут быть в двух состояниях:

    • в жидком;
    • в твёрдом, наподобие пластилина.

    По отдельности эти компоненты абсолютно инертные, и могут долгое время храниться где-нибудь в бардачке машины или в столовке. Чтобы воспользоваться этим клеем при необходимости, нужно смешать две его составляющие в том количестве, которого будет достаточно для починки.

    Активно смешивая компоненты, разминаем клей в руках, и при этом немного смачиваем его водой. В этом состоянии он подобен пластилину. Разминаем в течение 5 минут, после этого наносим на поверхность.

    Как только клей начнёт засыхать, он может прилипнуть намертво. После закрепления места поломки холодной сваркой, её можно зачистить наждаком и даже покрыть краской.

    Важно

    Производитель указывает, что этот клей может выдерживать температуры от -65 °C до 200-250 °C.

    Существует несколько разных видов холодной сварки. Чаще всего, имеется четыре разновидности в линейке от одного производителя:

    • универсальная сварка, которая обладает наименьшей прочностью, так как ориентирована на склейку дерева, пластика, керамики, различных полимеров, но и металлов. Подойдёт, если металлическая часть не эксплуатируется в тяжёлых условиях (под высоким давлением, температурой и т. п.);
    • сварка для металла — имеет металлический наполнитель;
    • сварка для авто;
    • для работ в тяжёлых условиях (под водой, например).

    Грамотно выполненная работа – залог долгой службы

    Как и любой другой клей, холодная сварка любит, чтобы место, где она будет наноситься, было зачищено. Поэтому поверхность, которую было повреждено, необходимо очистить от пыли, грязи, жира и прочих возможных видов загрязнения. Лучше сделать это при помощи бензина или растворителя (ацетона, например) – в общем, что будет под рукой.

    Зачищенное место нужно протереть насухо, или дождаться, пока оно высохнет естественным путём. Можно дополнительно придать шероховатости месту поломки при помощи наждака. Так скрепление холодной сваркой будет ещё прочнее.

    Состав этого продукта достаточно опасен для кожи, так и любой другой клей, основа которого быстро схватывается и может скреплять керамику или стекло. Советуют перед работой и походу дела смачивать руки водой. Возможно, лучше работать с ним в перчатках, чтобы избежать неприятных последствий.

    После нанесения клея на место поломки, нужно дождаться его полного высыхания. Производитель указывает, что уже через час можно приступать к эксплуатации.

    В отзывах пользователей встречается информация, что лучше выждать не менее суток, если предоставляется такая возможность. Время высыхания должно быть указано на упаковке, и оно зависит от состава клея.

    В общем, встречаются разные термины — от одного часа до восьми.

    Опасность приобрести подделку

    Если вы в первый раз купили холодную сварку, и она действительности соответствует заявленному качеству, то, вероятно, что вам очень повезло.

    Рынок полон разнообразных низкопробных подделок, и такой вариант в лучшем случае сможет прослужить хотя бы неделю. Такой срок не идёт в сравнение с качественным клеем, о котором в отзывах указывают сроки службы чуть ли не с десяток лет.

    Отыскать хорошую качественную продукцию можно, ориентируясь на отзывы уже опробовавших этот клей потребителей.

    Ранее имел в постоянном потреблении прекрасную холодную сварку «Алмаз» (производитель — фирма «Bethel» («Вефиль»)). К сожалению, завозить к нам в магазины её перестали в этом году. Зато на замену явились подделки, идентичные на вид.

    Мусор полный, не «сваривает» эта продукция ничего. Кстати, у настоящего «Алмаза» теперь название «Алмаз-Пресс». Коробочка уже тоже выглядит по-другому — так и братья-подделки тоже облик поменяли.

    Только вот окончание «пресс» приписывать забывают.

    Холодная сварка представлена на рынке как отечественного производства, так и зарубежного.

    Совет

    Где можно, стараюсь пользовать жидкие эпоксидки в большинстве случаев (керамика и металл в частности). Стабильно устраивает по прочности серый Поксипол и (несколько слабее) — отечественный «Хват», только сохнет долго. При замазке по металлу обхожусь QuickSteel и эпоксидным пластилином «Момент» (в блистере, бруски) — по керамике, стеклу и МДФ.

    Если вы уже приобрели холодную сварку, то вы очень скоро обнаружите и поймёте её уровень качества. По истечении суток можно проверить прочность, просто поднажав на шов чем-то острым – обычной зубочисткой или отвёрткой. Качественный клей не должен изменяться под таким нажатием. Если же в нанесённом слое появляются вмятины, вам не повезло.

    Некоторые подделки сразу раскрывают свою суть. Обычно качественная холодная сварка схватывается уже за 15-20 минут. Подделки делают это намного дольше, а в дальнейшем и вовсе начинают раскрашиваться.

    В целом качество починки будет зависеть не только от того, насколько оригинальный продукт попал к вам в руки, но и того, как вы им воспользовались. Например, если приобретена жидкая модификация клея, нужно чётко соблюсти пропорции, указанные в инструкции. При их нарушении состав может растерять свои клеящие свойства.

    То же самое касается отношения к предварительной зачистке. Прочитав отзывы типа «намазал прямо по бензину, все хорошо», вы можете сделать таким же образом, а результата будет ноль. И вина тут абсолютно не в производителе, а в потребителе, который не совсем грамотно использовал продукт. И последнее, о чём стоит помнить. Хоть и название гласит нам «сварка», помним, что это всего лишь клей.

    Мощный, со многими положительными характеристиками, но клей. И использовать его в важных механизмах (например, где возможно наличие усилия на отрыв) не стоит. Его «аудитория» — мелкие бытовые поломки.

    Как добиться максимальной соединяющей способности

    Чтобы холодная сварка смогла соединить поверхности очень надежно и устойчиво важно соблюсти все условия, которые перечислены в инструкции. Сначала нужно позаботиться о подготовке поверхности. Это нужно сделать задолго до того как смешивать компоненты сварки.

    С помощью наждачной шкурки осуществляется очистка материала, в том случае если на нем имеются другие наслоения. К примеру, если нужно заклеить батарею то лучше, чтобы смола приклеилась к металлу, а не покрывающей его краске. Шкуркой удаляется грязь и возможная ржавчина.

    Максимальная степень соединения достигается в том случае если клей не просто касается к чистому материалу, но и глубоко проникает в его структуру. В связи с этим, если есть возможность, нужно в точках склеивание нанести глубокие царапины. Сварка заполнит их и будет надежно удерживаться внутри, не позволяя застывший массе оторваться.

    Важно

    Лучше всего если приклеивание осуществляется на сухую поверхность. Даже если холодная сварка может работать с мокрыми материалами, надежней будет применять ее на сухих изделиях если это возможно.

    Для обезжиривания перед использованием сварки лучше всего использовать ацетон. Он убирает жировые пятна и быстро испаряется, поэтому сразу после него можно приступить к непосредственному склеиванию.

    Остается только смешать двухкомпонентный состав по инструкции и осуществить склеивание.

    При перемешивании компонентов клея, маленькие частицы эпоксидной смолы остаются на руках, и в дальнейшем от них затруднительно избавиться.

    Чтобы не использовать перчатки, которые потом придется просто выбросить, можно пойти на небольшую хитрость. Следует намочить руки, перед тем как перемешивать состав.

    Сварка плохо прилипает к влажным ладоням, при этом небольшое количество воды никак не влияет на ее свойства.

    Отличия холодной сварки от прочих разновидностей клея

    Холодную сварку нельзя ставить в один ряд с другими видами клеевых составов, поскольку она является кардинально иным продуктом. Во-первых, она обладает устойчивостью к высоким температурам. Продукт плохо поддается горению, чего нельзя сказать о подавляющем большинстве клеящих составов.

    После застывания сварка приобретает каменную твердость даже в том случае, если накладывается толстым слоем. Благодаря этому, ее используют большей мерой не для скрепления деталей, а для восстановления недостающих частей различных предметов и механизмов.

    К примеру, если имеется скол на столешнице стола, его можно заполнить сваркой. После того как она застынет, останется только зашлифовать твердую поверхности, и закрасить ее такой же краской, как остальная столешница. Визуально это практически незаметно.

    Сварка в качестве моделирующей шпаклевки является одним из приоритетных направлениях ее применения.

    Преимущества и недостатки

    Холодная сварка имеет ряд преимуществ, которые и являются причиной ее популярности.

    К достоинствам продукта можно отнести:

    • Доступную цену.
    • Отсутствие трещин после высыхания.
    • Простое применение.
    • Высокую надежность после застывания.
    • Возможность применение для моделирования.
    • Отсутствие усадки.
    • Устойчивость к повышению температуры.

    Можно сказать, что холодная сварка не имеет недостатков, но существуют ограничения, которыми она обладает. В том случае если ожидать от такого клея чего-то масштабного, скромные характеристики эпоксидного состава могут показаться недостатком.

    Но все же нельзя сравнивать данное вещество с классическими способами соединения заготовок. Электродуговая сварка всегда более эффективно обеспечит соединение металла, как и шуруп, который крепит две деревянные детали.

    Клей относится к экстренному способу быстрого ремонта или применяется в тех случаях, когда нужно смоделировать отколовшуюся часть изделия, заменив его застывшим эпоксидным составом.

    Техническая информация о продукции отдельных брендов

    • Клей-пластилин «КОНТАКТ» холодная сварка для металла. Разрабатывался непосредственно для реставрации изделий из металлов и их сплавов. Двухкомпонентная композиция, состоящая из полиэпоксидной смолы и отвердителя. Восстанавливает форму изделия, устраняет полости и герметизирует соединения. Не поддается воздействию воды, различных нефтепродуктов, растворителей. Не меняет своих качеств с течением времени.После полной полимеризации состава склеенное изделие можно подвергнуть механическому воздействию, эксплуатировать при температуре от -30°С до +160°С. Смешивается руками, компоненты подобраны в строгой дозировке. Пластилин продается уже готовый к использованию.  Кроме металлов и их сплавов можно склеивать также стекло, дерево, фарфор, камень, бетон, жесткий пвх, мягкие пластики. Не будет результата в работе с полиэтиленом, полипропиленом, тефлоном.
    • Hi-Gear «Быстрая сталь» производства США.Пластилинообразный двухкомпонентный клей (шпатлевка), содержащий в своем составе металлический порошок. «Быстрая сталь» предназначена для работы с изделиями, изготовленными из металла, стекла, пластика, керамики, камня и дерева. Состав сварки устойчив к воздействию разной агрессивной среды и способен сохранять заявленные качества непосредственно до температуры +260°С.
    • «Металлопластилин алюминополимерный» (для алюминия и цветных металлов).Это металлонаполненный состав увеличенной вязкости, усиленной мелкодисперсной алюминиевой фракцией. Создана особая формула клея, которая дает отличную адгезию к известным цветным металлам. Не поддается воздействию воды, антифриза и бензина.

      Простота в использовании позволяет применять сварку для качественного ремонта: элементов из высоколегированной нержавеющей стали, деталей автомототранспорта (поддон картера, алюминиевые и медные радиаторы, восстановление разрозненных деталей из цветных металлов), бытовых силуминовых, изделий из латуни и меди.

    • «Эпокси-титан» (Россия) – особо прочное склеивание самых разных материалов в различных сочетаниях. В основном предназначен для металла, кроме этого соединяет керамику, камень, бетон.Еще пластмассы, дерево, драгоценные изделия. Эффективность в заделке трещин, отверстий в металлических трубопроводах, радиаторах, крепежах. Причем в соединениях деталей подверженных вибрации, также при деформации на изгиб, ударных нагрузках. Предел прочности при сдвиге не менее 30 МПа, это высокий показатель. При этом характеризуется регулируемой эластичностью и технологической простотой.

    Что лучше, жидкая или пластичная форма

    По составу практически ничем не отличаются, основные компоненты везде одни и те же. Отличия лишь в модификаторах и пластификаторах. Что касается вопроса использования какой-то формы, каждый потребитель сам решает исходя из собственного или чужого опыта.

    Лично для меня формат пластилина удобнее. Вряд ли ошибусь, если скажу, что умельцы также предпочитают этот вид, но если нужно, то использую жидкую фасовку. Обе разновидности имеют право на жизнь. Пластичная консистенция обладает великолепной адгезией, жидкая глубоко проникает в микропоры.

    Исходя из конкретных условий, нужно внимательно подходить к выбору композиции для восстановления узлов. Следует упомянуть, что также применяются виды шпатлевки для реставрации кузовов автомобилей, которые позиционируются как холодная сварка для металла.

    Время работы с готовым продуктом ограничено во всех случаях, не более 15 минут. Готовность изделия наступает минимум через несколько часов и максимум через сутки.

    Советы специалистов

    1. Применяйте приобретённую профильную сварку строго по назначению. То, что прекрасно соединяет металл, может не сработать, если вы захотите склеить дерево или пластик. Водостойкий или высокотемпературный варианты также ничем полноценно заменить не удастся.
    2. Универсальная сварка выручит во многих случаях, но по свойствам уступает специализированным составам.
    3. Чтобы гарантировать качество ремонта, обязательно подготовьте участок, куда будете наносить клейкую смесь: тщательно очистите металл от краски, ржавчины, жира и влаги.
    4. Точно и последовательно придерживайтесь инструкции.
    Источники

    • https://yanashla.com/luchshie-klei-holodnoj-svarki/
    • https://stroy-podskazka.ru/svarka/zhidkaja/
    • https://svaring.com/welding/prinadlezhnosti/holodnaja-svarka-kakaja-luchshe
    • https://stroyday.ru/stroitelstvo-doma/stroitelnye-materialy/kak-polzovatsya-xolodnoj-svarkoj.html
    • https://fgpip.ru/instrumenty/vybor-luchshego-varianta-holodnoj-svarki.html
    • http://ooo-asteko.ru/holodnaya-svarka-dlya-metalla-kakaya-luchshe/
    • https://tokar.guru/svarka/zhidkaya-i-suhaya-holodnaya-svarka-dlya-metalla.html

    [свернуть]